Close
plug
Лента новостей
19 апреля
Все новости Все новости Все новости

Над пропастью во ржи

За десять месяцев 2018 года на телефоны доверия в Туле поступило 1800 звонков с вопросами детско-родительских отношений. 257 звонивших – дети.

«Я бы выразил принципы нашей молодежной политики так: доверие и участие», - сказал губернатор, обращаясь к правительству в прошлом году.

ТСН24 решило узнать, помогают ли эти принципы снизить риск развития у детей чувства ненужности взрослым или все мы, как в романе Сэлинджера, просто играем в жмурки над пропастью во ржи.

«Я не сумасшедший, мама меня проверяла»

Елена впервые привела сына к психологу, когда ему исполнилось пять. «Неуправляемый» ребенок сидел на приеме у специалиста тихо, изредка дергал маму за рукав с просьбой уйти домой. Отклонения в поведении Миши первым заметил отец. Сын плохо говорил, вскакивал ночами, а в саду дрался с мальчишками до кровавых соплей.

– Педиатр рекомендовал нам обследоваться и посетить психолога, - рассказывает мама, опуская глаза. - Предварительный диагноз, который поставили – "смешанные психические расстройства".

Если верить неофициальной статистике, в России каждый пятый ребенок имеет расстройства психики разной степени сложности. Депрессивными состояниями страдает каждый четвертый подросток.

Общаясь с сыном Елены, психолог несколько раз спросила Мишу про его увлечения, но кроме прогулок во дворе мальчик ничего конкретного назвать не смог.

– Они не рождаются такими. Как бы это оскорбительно ни звучало — виноваты родители. Ребенок, у которого есть интересные занятия в жизни, никогда не причинит вред ни себе, ни другим, – как приговор читала мама мнение эксперта на родительском форуме.

Партия сказала: «Надо»

2018 год был объявлен губернатором Тульской области Годом образования и новых знаний. 15 ноября в своем послании правительству Алексей Дюмин призвал повысить доступность дополнительного образования для детей из отдаленных районов. Начать с малого – с мини-кружков.

[caption id="attachment_298430" align="alignnone" width="583"] Алексей Дюмин призвал повысить доступность дополнительного образования для детей.[/caption]

Если раньше на государственном уровне детский досуг обеспечивали только школьные секции и Дворцы пионеров, сейчас эту функцию взяли на себя и Центры психолого-педагогического сопровождения.

– Основная задача работы с несовершеннолетними детьми, – это правильно организовать их досуг, – отметила Ирада Демирова, руководитель тульского Центра. – Наша работа направлена на вовлечение ребят в активную творческую, социальную жизнь.

Каждое учреждение дополнительного образования обязано не только строго следовать установленным программам, но и предлагать варианты новых авторских методик.

Центр, в котором работает художник Ольга Крыгина, был создан для детей и подростков, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. В группах в основном ребята, которые никакими заболеваниями и расстройствами не страдают. Это обычные школьники и детсадовцы. Для их родителей курс Ольги становится или просто возможностью заинтересовать чадо творчеством или шансом «оторвать ребенка от планшета». Вторая причина с каждым годом встречается чаще. Стать интереснее видеоигры члены семьи могут не всегда. И уж тут педагогам приходится тягаться с великим и ужасным Интернетом или брать его себе в подчинение.

[caption id="attachment_298431" align="alignnone" width="586"] Всё это официально называется работой по предупреждению дезадаптивного поведения детей и подростков[/caption]

Все это официально называется работой по предупреждению дезадаптивного поведения детей и подростков

Ольга работает с детьми и подростками с 1997 года. В системе дополнительного образования с 2007. Сейчас она руководитель детского художественного объединения «Палитра».

– Почти у каждого ребенка есть телефон, домашний Интернет давно перестал быть роскошью. Ребята переживают, если приходится пропускать занятия по уважительной причине. В связи с этим появилась мысль – снимать часть урока на видео. По таким урокам ребята выполняют задания дома и приходят в следующий раз с готовыми работами. Так появилась идея использования дистанционного обучения в качестве педагогического эксперимента. Запись видеоуроков делается заранее в соответствии с написанной программой. Часть занятий – в записи, а часть - в системе онлайн. Таким образом, видеоформат может успешно существовать параллельно с традиционным. Технология еще не так широко используется в дополнительном образовании и есть очень большое поле для деятельности и изучения этого направления, – рассказывает Ольга.

Кроме «обычных» школьников и дошкольников сотрудники центра сопровождения курируют обучающихся на дому детей–инвалидов. Для таких ребят, уверяет Ольга, формат тоже мог бы быть востребован.

Все это официально называется работой по предупреждению дезадаптивного поведения детей и подростков и снижению уровня напряженности внутрисемейных отношений. Формулировка сложная. Но и задача непростая. Только вот, должны ли родители отдавать эту функцию государству?

По следам Льва Толстого

Идеолог тульского клуба родительской культуры «Д.О.М.» и по совместительству многодетная мама Яна Семина уверена, с гармоничным развитием детей может справиться только семейное образование. Если родители сами в нем заинтересованы.

«Мы сумели выстроить нашу жизнь так, что с 2009 года мы проводим 99% времени ВМЕСТЕ с детьми. И уверены, что только так можно сохранить здоровую и любящую семью», - пишет Яна в своем блоге.

Футбол, танцы, пение, театральная студия, английский, рисование… Дети семьи Семиных занимаются в коллективах и продолжают импровизировать дома, взаимодействуя между собой. При этом находятся они на семейном обучении.

– Я считаю, что мысли и состояние детей не связаны с количеством посещаемых ими кружков. Все гораздо глубже... и даже наблюдая за окружающими, часто замечаем, что после школ и детсадов дети с нежеланием и раздражением посещают дополнительные занятия, – рассказывает Яна. – Им явно не хватает семьи и родителей. И вместо того, чтобы уделить время своему ребенку, родители продолжают "сдавать" их в различные учреждения с целью вырастить "развитую личность". Мы с мужем всегда опираемся на свою интуицию и чувства наших детей. И во всем ищем здравый смысл. Конечно, чем больше детей, тем больший опыт мы получаем, мы убеждаемся в том, что мы все делаем правильно».

[caption id="attachment_298432" align="alignnone" width="584"] «Чем больше детей, тем больший опыт мы получаем»[/caption]

Стоит отметить, что семейное образование, о котором рассказывает Яна и домашнее обучение – далеко не одно и то же. На домашнем обучении образованием детей занимается школа. К ним приходят учителя.

Семейное же образование — это полный перенос ответственности за воспитание и знания ребенка на родителей. Школа в этом случае лишь будет проводить итоговую аттестацию.

Еще раз о статистике

В 2018 году психологами муниципальных центров Тулы проведено около 300 консультаций по проблемам внутрисемейных конфликтов и напряженных детско-родительских отношений.

Несколько лет в Туле работает служба экстренной психологической помощи «Ночной телефон доверия» и единый номер всероссийского «детского телефона доверия» (8-800-2000-122). За десять месяцев этого года в службу поступило около 1800 звонков. 257 звонивших – дети. 12 обращений - кризисные. Шесть указывали на угрозу жизни, здоровью и психологической безопасности ребенка.

В 2019-м в структуре бюджета региона образование – самая весомая статья: около 30 процентов всех расходов. Часть из них направлена на дополнительные внешкольные занятия с детьми.

Психологи уверены, ребят, имеющих особенности эмоционального развития, трудности в общении, нарушения адаптации, низкую самооценку лечить нужно не лекарствами, а вниманием и творчеством. Ну и собственным примером. Впрочем, Америку этим они не открыли.

«Я о воспитании никогда не писал, потому что полагаю, что воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, то есть самому двигаться, воспитываться, только этим люди влияют на других, воспитывают их. И тем более на детей, с которыми связаны. Быть правдивым и честным с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание», - писал Лев Толстой.

«Неуправляемому» Мише, которого мама когда-то отвела к психологу, сейчас восемь. Он занимается в хоккейной команде и успешно сдает нормативы ГТО. Диагноз, пугающий родителей, пока не снят.

Текст: Светлана Мулыкина

Фото: ИА ТСН24, личный архив Ольги Крыгиной, личный архив Яны Семиной

Опечатка в тексте? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Подписывайтесь на ТСН24 в
теги:
Поделиться
Какого результата добьется тульский «Арсенал» по итогам сезона?
Подпишитесь на нашу рассылку
Яндекс.Метрика

Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сайт для вас. Подробнее в Политике использования cookie-файлов.