Человек с оркестром

   15.05.2018, 16:18

   Комментариев нет

Человек с оркестром

«А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте водосточных труб?» – писал в свое время Владимир Маяковский. Сложно сказать, к кому обращался известный поэт, но глядя на одного современного музыканта можно сказать: этот человек – сможет. Речь пойдет о гитаристе сразу трех групп – Znaki, ГильZa и Tomas Band Сергее Письмерове.

Выбрать удобную дату для интервью с музыкантом оказалось гораздо труднее, чем можно было предположить: сколько встречу не назначай – времени не хватает. Эта беседа состоялась в рамках телевизионного проекта «Просто Музыка» за несколько дней до большого тура по России с группой Znaki. Постоянные репетиции, концерты и работа над сведением музыки занимают практически все время музыканта. Даже на это интервью Сергей буквально бежал после очередной репетиции с одним из трех коллективов. До недавнего времени их было четыре.

письмеров и альт

Сергей Письмеров начинал свой путь в музыке с духовых инструментов

Сходу хочется задать гитаристу два вопроса: как он оказался в нескольких группах одновременно и, главное, каким образом все успевает?

– Все получилось случайно. Когда я приехал в Москву из Челябинска, то работал с одной командой  – Tomas Band. Концертов было не очень много. Понимал, что надо как-то прожить и начал думать, как подзаработать. Сначала появилась одна команда, потом другая – итого их стало четыре. Каждая группа занимала немало времени, коллективы активировались и стали давать много концертов. Сейчас состою в трех – Znaki, ГильZа (ныне L-77)  и Tomas Band, – рассказывает Письмеров.

Музыкант отмечает, что большую часть времени в плане гастролей занимает группа Znaki. В других же коллективах работа в основном проходит в студии.

– На концертах я действую по принципу, кто первый «забил», с тем и еду. В другие команды в случае накладки на выступление ищу кого-то на замену, – говорит музыкант.

Команды не обижаются? – задаем вполне резонный вопрос.

– Ну, улыбаются, а насчет обижаются – не знаю. Конечно, они переживают. Каждый коллектив должен быть полноценным. Музыканты, играющие на сцене, не меняются годами. Но сейчас новое время, и такой подход практически невозможен. Только если команды будут зарабатывать миллионы, – рассуждает Письмеров.

письмеров в мытищах

Помимо большого количества коллективов Сергей Евгеньевич – так его уважительно называют коллеги по цеху – в своем активе он имеет большой опыт игры на разных инструментах. Мало кто из поклонников групп, где играет Письмеров, знает, что он начинал свой путь в мире музыки с духовых. В послужном списке музыканта значатся баритон, саксофон, альт, кларнет. Более того в Интернете без труда можно найти видео, где действующий гитарист или отбивает ритм на барабанах, или ловко переставляет пальцы на клавишных.

– Начинал я с того, что попал в оркестр, в том числе, военный. Приходилось играть на похоронах: нас приглашали, когда умирал ветеран, и его провожали в последний путь. Гитару взял в руки в девять лет, впервые с ней вышел на сцену – в десять, – продолжает музыкант. И отмечает, что взялся за этот инструмент благодаря брату, который тогда уже играл в группе. – Он предложил сходить на репетицию и посмотреть. Я согласился, а когда увидел аппаратуру, то тоже решил, что хочу играть в группе. Сейчас это мой основной инструмент.

Чуть позже старший брат познакомил совсем юного музыканта с руководителем коллектива, в котором сам играл. Уже через пару месяцев Сергей стоял на сцене с другими «коллегами», а в зрительном зале в ожидании сидели родители и друзья.

– Ощущение – будто выходишь на казнь, – вспоминает гитарист. – Ни то чтобы страшно, но полностью растерянный: все трясется, в голове пытаешься собрать то, что выучил. Очень боишься ошибиться, к тому же все играющие с тобой – самоучки. Все ошибаются, а ты должен все это учитывать и поддерживать звучание. Такие ощущения и испытывал первые 15-20 концертов.

Побороть страх Письмерову помогла скрупулезность, с которой он подходил к процессу обучения игры на инструменте. При этом признается, что серьезно взялся за гитару в 28 лет.

письмеров акустика

– Старался максимально точно выучить все свои партии. Зубрил так, чтобы все было в мышечной памяти, чтобы я мог читать книгу и одновременно играть, –  раскрывает свой секрет успеха Сергей Евгеньевич.

А вот пианино и барабаны гитарист начал осваивать  уже в зрелом возрасте. Музыкант отмечает, что это была скорее жизненная необходимость, нежели личное желание.

– Когда жил в Челябинске и попал в группу, надо было придумывать песни и музыку к ним. Так получилось, что этим занимался я. Мне приходилось создавать и барабанную, и клавишную партии, и даже тексты писать. Освоил эти инструменты на простом уровне. К тому же, когда занимаешься аранжировкой, то полезно знать, как звучат инструменты. Сначала я забивал партии так, что барабанщик, беря палочки в руки, просил нарастить ему еще парочку рук. Со временем все встало на свои места, – говорит Сергей.

Примечательно, что музыку, которую играет и сводит сам гитарист, он в плейлист не заносит – хватает во время записи и на концертах, а один и тот же трек может слушать только в рамках подготовки к выступлению.

– Когда приглашают в какой-то коллектив нужно выучить несколько десятков песен. Приходится слушать не потому что нравится, а чтобы выучить и играть на автомате, чтобы песня была в голове от названия до мелодии. Это позволяет легко адаптироваться в любом новом коллективе. Выучил – и спокоен, что не подведу людей. Некоторые выписывают ноты, но я стараюсь все запоминать. Доверяю своей памяти, – заключает гитарист.

Совсем недавно Сергей Письмеров с группой Znaki вернулся из тура по России, в рамках которого посетили больше десятка городов, в том числе на Урале и Сибири. Несколько дней отдыха, а потом снова в путь с гитарой за спиной.

Текст: Антонина Маркова

Фото: Антонина Маркова, личный архив Сергея Письмерова

 

 

Видео

Фоторепортаж